«Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Тип статьи:
Авторская
«Взаимодействие с гиперактивными детьми»

1.  Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

·         проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

·         помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;

·         контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

·         не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";

·         стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

·         избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;

·         реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

·         повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

·         не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

·         выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

·         для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2.  Изменение психологического микроклимата в семье:

  • уделяйте ребенку достаточно внимания;
  • проводите досуг всей семьей;
  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3.  Организация режима дня и места для занятий:

  • установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
  • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • избегайте по возможности больших скоплений людей;
  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
  • организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4.  Специальная поведенческая программа:

 

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
  • чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
    • составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
    • воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
    • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
    • постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
    • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
    • не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
    • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
    • не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
    • объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

             Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
             Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело":

    ·         лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

    ·         запрет на приятную деятельность, прогулки, просмотр любимого мультфильма...;

    ·         прием "выключенного времени" (изоляция, «спокойный стульчик», скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);

    ·         чернильная точка на запястье ребенка ("черная метка"), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на "скамейке штрафников";

    ·         холдинг, или простое удержание в "железных объятиях";

    ·         внеочередное дежурство по кухне и т.д.

  •  

                                                                    Педагог-психолог: Гаврилова Кристина Сергеевна
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Яндекс.Метрика